Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Листопада тихий шёпот
Самолёта громкий рок,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре.
Только есть ещё другие
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки
Звук живёт в любом предмете,
Сколько их – посмотри!
Звук-шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри!
Тихо дверь откроем мы,
И узнаем, что внутри.
Такими словами Е.А. Королёвой началась реализация проекта «В мире звуков мы живём. Музыкальные и немузыкальные звуки», который был направлен на изучение музыкальных и немузыкальных звуков, их происхождение, способов распространения звука с помощью простейших опытов и дидактических игр, изготовление самодельных шумовых инструментов и обучение игре на них.
В течение месяца дети старшей группы исследовали, инсценировали, музицировали, слушали, проводили опыты, играли, занимались творческой деятельностью, совместно с родителями изготавливали шумовые музыкальные инструменты.
На вводном занятии «В поисках пропавших звуков», Баба-Яга украла все музыкальные звуки, но ребята, выполнив все задания, нашли и вернули их.
Затем была создана специальная лаборатория для изучения звуков, где воспитанники с помощью опытов выяснили: «Почему всё звучит?», «Как распространяется звук», «Откуда берётся голос?», «Чем отличается музыка от шума?».
Каждый день дети выполняли интересные и сложные задания: играли в музыкальном оркестре на шумовых инструментах, инсценировали сказки-шумелки с помощью музыкальных инструментов, а также с помощью предметов, которые нас окружают, искали звуки вокруг «пластмассовый», «деревянный», «стеклянный», «бумажный» и другие. Узнали секрет, что звуки можно не только извлекать, но и рисовать и, послушав «Вальс цветов» П.И.Чайковского изобразили те звуки, которые услышали.
Была создана мастерская по изготовлению инструментов из пластилина и бросового материала.
Дети научились играть самостоятельно в музыкальные и дидактические игры: «Подбери пару», «Веселый кубик», «Музыка или шум?», «Цветик-семицветик», «Громкие и тихие звоночки», «Что лишнее», «Что звучит?», «Раз, два, три, четыре, пять — звуки мы идем искать» и другие.
А на заключительном мероприятии «В мире звуков» помогли скомороху Гудоше стать музыкантом.
В рамках проекта был создан мини-музей детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала, созданных совместно с родителями, воспитателями и музыкальным руководителем, выставка инструментов из пластилина и рисунков «Вальс цветов».
Таким образом, в ходе проекта и самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие музыкальных способностей, активности, развитие самостоятельности, любознательности. Дети научились понимать, что их окружает мир звуков, звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, а в ходе исследования музыкальных инструментов детям стало известно, что музыкальные звуки – это «кирпичики» музыки. Если их объединить, собрать в мелодию, то можно «построить» музыкальную пьесу. Звуки оживут, заговорят, расскажут нам увлекательную историю, заставят нас переживать и радоваться, плакать и смеяться.
А также, ребята получили большое удовольствие от общения с музыкой, получили заряд бодрости и хорошего настроения.
Музыкальный руководитель: Печалина С.П. |